В далёком 1938 году, когда советский автоспорт только находился в зачатке, три молодых работника конструкторского бюро Завода Имени Сталина (с 1956 г. переименован в «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва») — Владимир Кременецкий, Николай Пульманов и Анатолий Пухалин, загорелись идеей создать свой спортивный автомобиль.
За базу была взята последняя версия ЗИС-101, выпускающаяся серийно с тридцать шестого года. У оригинальной модели была переработана подвеска, были установлены стабилизаторы поперечной устойчивости и впервые на ней появился вакуумный усилитель тормозов.
В подкапотном пространстве автотранспортного средства изготовителями был установлен модернизированный (с увеличенной степенью сжатия) восьмицилиндровый двигатель от ЗИС-101, но если у последнего было 5766 см. куб. с отдачей всего 90 лошадиных сил, то у обновлённого объём стал 6060 «кубиков» и тяга в 141 л.с.
Далее дело стало за кузовом. Спортивной машине требовался обтекаемый кузов, для этого в команду был приглашён дизайнер Валентин Ростков, который и решил эту проблему с помощью листка и акварели. Следующим камнем преткновения стала реализация рисунка в жизнь, нужно было сделать литейные опоки, штампы, оснастку, деревянный болван. Начальство не разделяло энтузиазм комсомольцев и не давало добро. Но тут на помощь пришла газета «Комсомольская правда», внесшая ещё не созданную модель в «дары Родине». И руководству пришлось пойти навстречу молодым конструкторам (если бы отказались, то могли поплатиться). И в 1939 году машина предстала перед очами самого И.В.Сталина, которому авто понравилось.
В следующем году во время дорожных испытаний ЗИС-101А-Спорт разогнали до 162.4 км/ч. Но потом «была война»…
Был выпущен только один автомобиль. Его судьба неизвестна, первый советский спорткар при эвакуации автозавода был оставлен. Следующие разработки спортивных машин начнутся только через десять лет после окончания Великой Отечественной Войны в «золотую эпоху советского автоспорта», но это будут другие модели с другой историей.